КИНО
March 13, 2023

Забытые фильмы СССР. "Зимняя вишня", 1985

Оценивать работы Игоря Масленникова сложно. Слишком разное качество. Был триумфальный «Шерлок Холмс» и провальные - «Ярославна, королева Франции», «Что сказал покойник». Народному артисту давались неспешные камерные сюжеты. Всегда кажется, что лучшее для него – экранизация Чехова. Он мастер мизансцен, тонко чувствует психологию кадра, умеет увидеть в актере самое ценное и донести это до зрителя.

- А, ерунда, давление низкое. Принимай ванну с Бодузаном и заведи любовника.
- Есть.- Значит хорошего заведи.
- Вроде хороший.
- Значит само пройдет!

«Зимняя вишня» самая большая удача режиссера, после похождений известного сыщика. В фильме нет ничего глобального. Обычная ленинградская коммуналка, обычные «по статистике 9 ребят». Три героини, одинокие женщины, декларируют счастье самостоятельности. Но по ночам плачут в подушку от одиночества.

Они не ждут принца, а просто тепла. Совершенно три разные актрисы. Нина Русланова, шумная категоричная, волевая. Она ничего не ждет от жизни. Привыкла все решать сама. Только на мгновение ее сердце оттаивает, и она произносит монолог про зимнюю вишню.

Порхающая и легкомысленная героиня Ларисы Удовиченко, отчаянно пытающаяся удержать грубого и жестокого мужика, любой ценой сохранить то, что в ее понимании женское счастье. Красивая бабочка с синяком под глазом. Воспитательница, которая сама не очень понимает жизнь.

И главная героиня. Трогательная, стриженная под мальчишку, любовница женатого и слабовольного мужика. У которой пятилетний сын, и она все равно верит, что счастье придет. Лучшая роль Елены Сафоновой. Три судьбы, три сладких вишни, которые уже подернулись ледяной корочкой, которым нужно только оттаять и тогда все убеждения падут, и они расцветут по-настоящему.

Три мужика. Горе-любовник, который никогда не решиться оставить семью, романтичный, добрый. Необычная роль Виталия Соломина. Персонаж Александра Ленькова - маменькин сынок, кандидат наук, в будущем. И третий – успешный московский дипломат. Красивый, умный, хозяйственный. Принц на белом «Мерседесе». Секс-символ десятилетия Ивар Калныньш.

Сама атмосфера фильма тягучая, сцены безысходности и рутины перекрываются утренним солнцем, минутами счастья. Героине предстоит выбор. И она его сделает. Он не станет неожиданным, он будет логически неправильным. Но стоит ли все решать, полагаясь только на разум?