Забытые фантастические фильмы СССР. «Крах инженера Гарина», 1973
Помню, как смотрел его мальчишкой, помню восхищение взрывами фабрики, падение трубы, разрезанной тепловым лучом. И помню свое негодование, что фильм заканчивается не так, как в книге Алексея Толстого. И еще мне не нравился дерганый неврастеник Гарин.
Когда «Красный граф» вернулся в Россию из иммиграции, ему нужно было на что-то жить. «Хождение по мукам» было не закончено и Толстой решил «срубить по-быстрому бабла», как говорят современные подростки. Два романа, на востребованную у публики фантастическую тематику, были написаны быстро и пользовались большим успехом. «Аэлита» была экранизирована буквально через год, после публикации, а за «Гиперболоид инженера Гарина» никто не отваживался браться. И только в шестидесятые годы он был перенесен на большой экран. Александр Гинцбург снял в главной роли блестящего актера Евгения Евстигнеева. Критика разгромила постановку, но это никак не отразилось на его успехе.
И только спустя почти 10 лет Леонид Кванихидзе решил сделать новую четырехсерийную версию для телевидения. Это потом он станет маститым режиссером, потом вся страна полюбит «Соломенную шляпку», «31 июня» и «Мэри Поппинс, до свидания!». А пока он не мастер киноводевилей и попробовал себя в ином жанре.
Фантастика Алексея Толстого не содержит прямой пропаганды «Советов», это скорее вера в мечту, романтика строителей молодой народной республики. Его легкая и увлекательная манера письма, даже не оставляла сомнений в светлом будущем. Да, сейчас бараки и морковные котлеты, но уже скоро поднимется ДнепроГЭС, загудят домны Магнитки, а человек будет ступать по Луне и Марсу.
В 1973 году все было уже по-другому. Оттепель закончилась, коммунистическая машина пропаганды крутилось с такой скоростью, что снять приключенческий фильм без идеологической подоплеки было практически невозможно. И Гарин превратился в жертву происков запада, Роллинг в циничную акулу капитализма. Второстепенный персонаж Шефер становится главным злодеем, а повествование скатывается к дешёвому фильму «про шпионов». Из сценария вообще выбросили и Золотой остров, и гибель американской эскадры. А за изобретением ученого охотились недобитые нацисты. Фильм обрывается в середине романа, все и вся смывает селевой поток, который по неосторожности вызвал единственный положительный персонаж – коммунист Шельга.
В этой второй экранизации уже появились некие комбинированные съемки, сложные оптические эффекты и многократная экспозиция, но в первом фильме все это было масштабнее и более зловеще. Сами технологии мало решают, если режиссер не сможет создать атмосферу кадра. И тогда зрители увидят, что гиперболоид — это фагот, дудка с лампочкой внутри.
Гениальный Олег Борисов в роли Гарина не спас фильм от критиков, которые сразу после премьеры прозвали его «Крах Квинихидзе». Критика из меня не получилось, но фильм в детстве очень нравился.