Забытые фильмы. «Небесный капитан и мир будущего», 2004
Сегодня расширим до масштабов планеты нашу рубрику «Забытые фильмы». Раньше она была посвящена исключительно картинам, вышедшим в СССР. Неожиданно оказалось, что есть целый пласт культурных явлений, незаслуженно забытых за рубежом. Это и США, и Европа, причем не только авторское кино, но и блокбастеры.
Сейчас уже сложно сказать, почему «Небесный капитан и мир будущего» с таким треском провалился в прокате 2004 года. При бюджете в 70 миллионов долларов, он сумел собрать жалкие 58. Это и неудачное время выхода в прокат, переносы премьеры, ограниченный тираж копий, даже в Америке. Мне казалось, что в России фильм имел большую популярность, чем в США.
Я вижу только одну причину. Он обогнал свое время. То, что сейчас является привычным, шокировало зрителя в начале 2000-х. Это сегодня, без компьютерной графики обходятся только редкие гениальные творцы, а цифровое «воскрешение» актеров уже не вызывает споров о моральном аспекте.
«Небесный капитан…» был новаторским по многим направлениям. В фильме нет ни одной сцены снятой на натуре или в павильоне. До окончательного монтажа, ни один актер не мог представить, что же ему пришлось изображать на фоне синего экрана. Непривычной была вообще стилистика изображения. Сейчас ее относят к ретрофутуризму.
Скорее - это параллельная реальность, отдельная ветвь возможного развития истории. Этот фильм просто пир для глаз. Шикарные интерьеры в стиле ар-деко, множество элементов стимпанка. Некоторые сцены выстроены в духе плакатов 30-40-х годов прошлого столетия. По косвенным признакам, время действия можно обозначить как 1939 год. Помните, а роскошном зале Radio City Music Hall идет знаменитый фильм с Джуди Гарленд «Волшебник страны Оз».
Технологии начала века доведены до совершенства. Летающие амфибии, роботы ворующие электрогенераторы, лучевое оружие. В этом есть что-то от Жюля Верна, что-то от Александра Беляева. И дизайн! О, да! Эти обтекаемые формы, заклепки, мощь и блеск холодного металла. В картине происходят события которых не было в истории. Только благодаря фильму зритель увидел, как межконтинентальный дирижабль «Гинденбург-3» проводит стыковку к причальной мачте Empire State Building.
Да, актерский состав очень сильный. Кто бы мог представить, что роль главного злодея исполнит сэр Лоренс Оливье… через 15 лет после его смерти. Изображение великого актера, в разрядах электрических молний, было мастерски сгенерировано на компьютере. Главный герой в исполнении обаятельного Джуда Лоу. Да и Гвинет Пэлтроу доказала, что она умеет не только плакать, но и быть достоверным журналистом, и не отказывать себе в самоиронии. А когда появляется Анджелина Джоли затянутая в кожу военной формы, слова кончаются совсем…
Я часто пересматриваю этот фильм. Считаю его одним из лучших, что было в те годы. Пора изучать эту кинокартину на курсе «Истории дизайна». Фильм чертовски красив, неплохо поставлен, отличные актеры, неожиданные повороты сюжета, даже динозавры есть. Но только тссс!
Итак. Чудовищные роботы воруют электрогенераторы в крупнейших городах мира. По всем странам пропадают лучшие ученые. Отважный летчик Небесный капитан и соблазнительная блондинка-журналист берутся раскрыть тайну и остановить бездушные машины. Смотрим!